В раздел «Ученики, коллеги, друзья»  |   На главную страницу

Письмо Ю.А. Фортунатова В.П. Фраёнову Дом творчества «Иваново»

Милый мой друг и несравненный Виктор Павлович!

Сегодня получил твой «пакет» с письмом, содержащим твои наблюдения, касающиеся нашей общественной (и вообще) жизни.

Скажу прямо – проникся сим.

Подробно все твои «выкладки» не успел еще сравнить с текстом этой треклятой штуки, каковая программой именована [1]. Однако – прочел и очень тебе «мяу». Завтра засяду внимательно. Все дни уходят на «исповедные» разговоры с композиторами, тут обретающимися. Сейчас половина первого ночи и я слушаю с пластинки c-moll’ную прелюдию и фугу Баха в исполнении Лионеля Рога (Цюрих) на большом органе цюрихского Гроссмюнстера. Господи! До чего же это помогает обрести вновь душевное равновесие и обратиться к тому, что есть истинное содержание музыки! (Следом пошла на проигрыватель h-moll’ная). Вот, доложу тебе, ощущение разверзшихся небес и грозного гласа суда всеконечного! Это истинно потрясает и своей грандиозностью (тем паче, что всё, до ноты, знакомо и ожидаешь каждого следующего проведения. Но эффект тем больший, чем более он ожидан!)

Работы здесь много и она, говоря по совести, совсем не является неприятной, как бы ни относиться к «современным» увлечениям композиторствующей молодежи. Ведь и кроме их у нас звучит очень много отличной музыки: «Рождественская оратория» Баха, весь «Дон Жуан» (немецкая запись с Клемперером), кантаты Орфа (с партитурами перед глазами), еще «Жанна» Онеггера, орфовская «Die Kluge» и его «Der Mond», «Mi Parti» Лютославского и мн. другое. Я нашей публике не даю времени на безделье по вечерам, но каждый вечер собираю всех на слушанье (дома-то у себя они никогда этого слушть не будут!)

Вот так идет тут жизнь. И как же это хорошо, я и сказать даже не могу. Будто и нет Москвы и всего с ней связанного.

Спасибо за письмо.

Твой ЮА


[1]Речь идет, очевидно, о дидактических трудах Виктора Павловича по курсу музыкальной литературы: статьях в учебнике «Советская музыкальная литература» (1979) и соответствующей учебной программе (1977) (см. список опубликованных трудов на данном веб-сайте: http://vpfr.ru/materials/50/). Нельзя сказать, чтобы преподавание музыкальной литературы союзных республик сильно увлекало Виктора Павловича, однако в данном случае интерес заключался в том, чтобы из огромного количества музыки разного уровня и качества выбрать наилучшее. Кстати, он читал этот предмет и нашему курсу (это был 1976 год). К написанию статей его привлекла Е. А. Бокщанина – редактор-составитель этого учебника. Теперь о том, почему всё это обсуждалось с Ю. А. Фортунатовым. Дело тут, я уверена, в самом выборе предметов статей. Симфонические танцы П. Ривилиса, «Песни Янова дня» В. Тормиса, «Тановар» А. Козловского – эти сочинения Виктор Павлович узнал и оценил благодаря прежде всего Фортунатову, который всячески их пропагандировал и показывал в Училище на Творческом кружке и на лекциях у теоретиков. Я, во всяком случае, помню показ инструментовки Симфонических танцев в духе молдавского тарафа на лекции по оркестровым стилям и заседание Творческого кружка, посвященное хоровой музыке Тормиса (оба композитора – ученики Фортунатова). «Я эстоман», – говаривал Фортунатов в те годы. Что касается А. Ф. Козловского, то здесь история более глубокая. С Козловским Юрий Александрович был знаком ещё с ташкентских времён (то есть с конца 1930-х – 1-й половины 1940-х годов). В дальнейшем была переписка, были визиты к нему Юрия Александровича в Ташкент, которые продолжались до самой кончины Козловского в 1977 году. О месте этого композитора в истории музыки должен быть особый разговор, она явно недооценена, а в Москве вообще мало кому известна. Мне «по наследству» достался клавир оперы Козловского «Улугбек», которую Юрий Александрович прекрасно знал: он был очевидцем первой постановки оперы в 1942 году в Ташкенте. Надо добавить, что набор статей в учебнике (здесь авторы были обязаны представить все 15 союзных республик) не вполне соответствует тому, что Виктор Павлович нам преподавал: в его учебный курс входили, кроме названных, сочинения Э. Бальсиса, О. Тактакишвили и М. Мирзояна (о них тоже есть статьи в учебнике).

23 января 1979 г., Дом творчества композиторов "Иваново"

Контакты    © 2015–2019, О. В. Фраёнова