В раздел «Неопубликованное»  |   На главную страницу

В.П. Фраёнов

Требования к экзамену по лекциям о Римском -Корсакове

Вопросы к экзамену

  1. «Садко» – опера-былина. Источники сюжета, содержание, либретто. Особенности эпической драматургии оперы. Особенности музыкального стиля на примере 1-й, 4-й и 5-й картин.
  2. «Садко» – опера-былина. Конкретные особенности лирической музыки Римского-Корсакова на примере 2-й картины.
  3. Оперы Римского-Корсакова 1900-х годов. Основные особенности позднего периода творчества: темы, сюжеты, этика и эстетика, связь с современным искусством. «Кащей» – «Китеж» – «Петушок»: сходство, отличия, особенности музыкального стиля. Общая характеристика оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (вариант: оперы «Золотой петушок»).
  4. «Кащей Бессмертный» как сочинение, открывающее поздний период творчества Римского-Корсакова. Музыкально-сценическая драматургия. Характеристики основных героев. Особенности гармонии, формы, оркестровки.
  5. Творчество и значение деятельности Римского-Корсакова (композитор, педагог и теоретик, редактор, дирижер). Периоды творческой биографии. Области творчества. Оперные жанры. Симфоническое творчество ([самое общее:] преобладание сюитного принципа).
  6. Творчество Римского-Корсакова в контексте современного русского и западно-европейского искусства. Римский-Корсаков и Чайковский – крупнейшие русские композиторы рубежа веков. Философские и эстетические основания искусства Римского-Корсакова. Римский-Корсаков и фольклор (былина, духовный стих, сказка). Мифология и фантастика. Идеи пантеизма. Лирика Римского-Корсакова, ее высокая этика. Значение эпической драматургии. Особенности музыкального языка.

Музыкальный материал к экзамену

«СКАЗАНИЕ О НЕВИДИМОМ ГРАДЕ КИТЕЖЕ И ДЕВЕ ФЕВРОНИИ» [1]:

Вступление «Похвала пустыне».

I действие. Знать всё подробно включая речитативы.

II действие. Медведчик с медведем (цифра 67). Гусляр (цифра 72). Хоры (цифры 77, 91, 92). Гришка (цифры 88-89, 99). Свадебный поезд (с цифры 101). Сцена Гришки и Февронии (цифры 111-112). Свадебная «Как по мостикам» (цифра 118). Нашествие (с цифры 121). Хор «Ой, беда идет, люди» (цифра 122). Бедяй и Бурундай (цифры 126-128). Сцена татар с Гришкой (цифры 129-134).

III действие. 1-я картина с начала, сцена и рассказ Поярка (с цифры 143). Ария князя Юрия (цифра 155). Молитва и видения Отрока (цифры 161-162, 167-168, 171-172). Песня дружины (цифра 177). Исчезновение града (с цифры 179 до конца).

Переход ко 2-й картине «Сеча при Керженце».

2-я картина. Хор татар (цифры 212-219). Плач Февронии (цифрв 222).

IV действие. 1-я картина от начала (хорошо знать партию Гришки). Сцена Февронии с цифры 271 до появления призрака Княжича. Цифры с 294 по 312 включительно во всех подробностях.

Переход ко 2-й картине «Хождение в невидимый град» (цифры 315-325).


«САДКО» [2]:

Вступление.

1-я картина. Хор торговых гостей (цифра 7). Былина о Волхе (цифра 27). Хор 11/4 и речитатив Садко (с цифры 37). «Речитатив и ария Садки» (цифра 44). «Пляска и песня скоморохов» (цифра 62).

2-я картина. Хорошо знать всё.

3-я картина. Ария Любавы «Ох, знаю я...» (цифра 129).

4-я картина. Хорошо знать всю музыку. В частности и в особенности: начальный хор, Калики перехожие - «Не два зверя...» (цифры 146–147), скоморохи - «По выходам хмель» (цифра 149), кода Allegro (цифра 166), «Слава» Allegro (цифра 173), превращение рыбок в золото (цифра 175), хор «Целовальнички любимы» (цифра 179), четыре песни иноземных гостей, «Высота ли, высота...» (цифра 216).

5-я картина. Хор gis-moll «Уж как по морю» (цифра 224).

6-я картина. «Величальная песня» (цифра 251).

7-я картина. Вступление. Колыбельная и исчезновение Волховы (с цифры 309).


«КАЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ» [3]:

1-я картина. Вступление. Вся сцена Царевны и Кащея (до Бури-Богатыря, цифра 280). Ариозо Кащея (с. 34). Сцена снежной метели (с. 39).

2-я картина. Хорошо знать всю музыку до Дуэта Кащеевны и Ивана-Королевича включительно.

3-я картина. «Злая колыбельная Царевны» (цифра 109).


«ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК» [4]:

Введение.

I действие. Начальный «монолог» Додона «Я вас всех затем созвал ...» [с. 11]. Выход Звездочета «Славен будь, великий царь» [с. 34]. Крик Петушка «Берегись, будь начеку» [с. 38-39]. Конец действия от слов «Конь-то смирен как корова» [с. конец с. 87].

II действие. Вступление и хор ратников [с. 94]. «Плач» Додона [со с. 97]. Выход Шемаханской царицы [с. 108]: хорошо знать всю последующую сцену (в особенности песни и ариозо Шемаханской царицы) до пляски Додона включительно [с. 157]. Хор «Сестры, кто хромает рядом» [с. 171].

III действие. Свадебное шествие [с. 186]. Сцена Додона и Звездочета [со с. 200].


[1]Цифры по клавиру: М., Гос. музыкальное издательство, 1934.
[2]Цифры по клавиру: М., Гос. издательство. Музыкальный сектор, 1929.
[3]Цифры и страницы по клавиру: Полн. собр. соч., т. 40. М., Гос. музыкальное издательство, 1955.
[4]Страницы по клавиру: М., «Музыка», 1977.

5 мая 2000 г.

Контакты    © 2015–2019, О. В. Фраёнова